Суббота, 18.11.2017
Сайт учителей - занковцев
Рубрики сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [4]
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Магафурова Юлия  Афтахетдиновна,   

                                                                    г. Лысьва,  Пермский край

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

 

Резкое увеличение объема информации, вызванное к жизни колоссальными достижениями научно-технического прогресса, коснулось всех сфер образования, в том числе и начального школьного звена. Несформированность познавательных интересов, информационная «всеядность», отсутствие избирательного подхода к информации - все это характерно для младшего школьника. Между тем впечатлительность ребенка в возрасте 6-10 лет слишком велика, а нервная система его слишком слаба, чтобы противостоять информационному прессингу. Компьютер, телевизор, мобильный телефон, средства массовой информации, общение заполняют досуг ребенка, пополняют его знания и представления об окружающем мире, но при этом способствуют его утомлению. Снижение качества здоровья детей приводит к срабатыванию защитных механизмов и торможению. Ребенок не хочет брать в руки книг. Несмотря на художественную и познавательную притягательность книги как источника знаний, не стоит упускать из виду того, что чтение для младшего школьника – непростой труд, особенно если навык чтения пока сформирован недостаточно. Таким образом, в условиях развивающего обучения возникает противоречие между желательным и необходимым ростом познавательной активности  и самостоятельности младших школьников и реальным явлением информационной перегрузки учащихся. Целенаправленная работа учителя по формированию информационной культуры школьника способна в какой-то мере снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной (читательской) активности детей.

Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов». Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Информационная культура включает в себя понятие информационных компетентностей.

Информационные  компетентности:

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Компетенции можно формировать, внедряя информационные технологии обучения.

Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.  Преимущества:

-доступ к нетрадиционным    источникам  информации 

-повышение информационной вооружённости

-усиление мотивации обучения

-развитие творческих способностей

-создание благополучного     эмоционального фона.

В начальной школе информационные компетентности формируются с опорой на основе информационных и библиографических умений учащихся.

Информационные  и  библиографические  умения  младших школьников:1)умение ориентироваться в учебной книге; 2)умение работать с текстом; 3)умение выполнять задания к тексту; 4)умение ориентироваться в справочной литературе.

На уроках литературного чтения, окружающего мира, риторики я развиваю  следующие умения:

Умения работы с научно – популярным текстом (по М.И. Омороковой)

1)Определять тему чтения; 2)Выделять главную мысль; 3)Выбирать ключевые (опорные) слова (факты); 4)Выделять смысловые части;

5)Устанавливать причинно-следственные связи; 6)Обобщать.

Самостоятельная читательская деятельность (по Н. Н. Светловской) 1)Мотив обращения к книгам;

2)Знание элементов книг; умение определять содержание книги по фамилии автора, названию, иллюстрации на обложке; умение пользоваться оглавлением книги;

3)Умение устанавливать соотношения: автор-книга, автор-тема, тема–авторы, автор - авторы, вопрос-тип книги, вопрос-автор.

Использую памятки – алгоритмы для анализа  произведения.

План устного рассказа о книге:

1.Представь книгу: назови автора, художника, издателей.

2.Познакомь с тематикой.

3.Назови героев книги.

4.Что происходит с героем (героями) книги?

5.Самое интересное зачитай или перескажи.

6.Вырази свое отношение к герою, действующим лицам.

План письменного отзыва о прочитанной книге.

1.Автор, название книги.

2.Краткое содержание: тема, главные герои, интересный отрывок (эпизод).

3.Чем заинтересовала книга?

4.Выпиши значения неизвестных слов, выражений (пользуйся словарем).

5.Вырази отношение к прочитанному. 6. Выполни иллюстрацию (по желанию).

         Один из приемов, который я использую в своей деятельности – это система работы с журналом «Мурзилка». Ежемесячный литературно-художественный журнал «Мурзилка» помогает мне развивать своих учеников. Широкий спектр тем помогает при подготовке уроков и даёт пищу для внеурочных занятий. О значении журнала в круге детского чтения говорю на первом родительском собрании и всегда нахожу поддержку среди родителей. Начиная с первого класса, покупаем, выписываем журнал для каждого учащегося. Само многообразие направлений и рубрик журнала даёт возможность обратить внимание ребёнка-читателя на то, как многомерен и необычен его окружающий мир. Журнал пробуждает читательские интересы детей, даёт им направления. Чтобы удовлетворить этот интерес, ребёнок вынужден обратиться к книгам, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие у него при чтении журнала.     В учебниках «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой и Н.А.Чураковой расширен круг авторов, наряду с известными, включены произведения С.Козлова, Л.Петрушевской, Г.Сапгир,  Т.Собакина,  О.Кургузова,  Ю.Коваль, чьи биографические данные трудно найти в методических пособиях. Журнал помогает восполнить этот пробел своими рубриками «Поздравляем юбиляра» и «Наши любимые писатели», где представлены фотография, библиографические сведения и избранные произведения автора с иллюстрациями, обложки книг. Произведения авторов-современников В.Степанова, И.Антоновой, Л.Яхнина, А.Усачева, М.Дружининой, Л.Улицкой, Э.Успенского, В.Бахревского весёлые и умные, смешные и поучительные интересны читателям тем, что эти поэты и писатели живут сейчас и пишут именно для детей 21 века. Рубрика «В книжном клубе «Мурзилки», где печатаются литературные викторины, помогает заинтересовать незнакомым произведением, обратиться к первоисточнику. Литературные сканворды, кроссворды, викторины И.Сухина печатаются в журнале с 1999 года ежемесячно. Отгадывая, ребёнок удовлетворяет познавательный интерес, развивает и мышление. Больше 10 лет в журнале ведётся рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, репродукциями картин, являющимися шедеврами отечественной и мировой живописи, центрами декоративно-прикладного искусства, жанрами изобразительного искусства. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей. Расширению лингвистических представлений читателя служат рубрики «Прогулка со словами», «Поиграем в слова», «Детективное агенство Мурзилки». Писатели И.Токмакова, Л.Яхнин, А.Смирнов, М.Дружинина создают такие художественные произведения (сказки, стихи, скороговорки), которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. Циклы рассказов А.Смирнова «Дар Владимира Даля» (№ 1-6/2001), «Неугомонный Петербург» (№ 7-12/1998), «Возок» (№ 6-10/2007), «Письмо от Агапки» (№ 6-10/2005) открывают просторы русской речи, вводят в науку топонимику, занимательные вопросы, задания, конкурсы помогают в проведении предметных недель, КВН, игр, побуждают учащихся к активной учебной деятельности. Таким образом, применение журнала на уроках гуманитарного цикла, позволяет мне  развивать интерес к чтению, совершенствовать интеллектуально-информационные умения, обогощать мир чувств, эмоций  детей. Я считаю, что учащиеся овладевают приёмами и правилами работы  с этим источником информации, знаний, приобретают читательскую квалификацию. Система работы, при которой ученик включается в активную читательскую деятельность, помогает развиваться его личности.

Система воспитательной работы построена на основе выполнения поручений в микрогруппах. Выполнение поручений: книголюбы, журналисты. Дети  применяют свои умения, организуя тематические выставки книг, оформляя календарь знаменательных дат, готовят новостные сообщения, используя различные источники СМИ, участвуют в интеллектуальных играх и сами проводят творческие конкурсы.

Данная работа помогла мне достичь определенных результатов: В городском интеллектуальном марафоне 2006-07 уч.г. (по предметам) среди 4 классов—3  командное место, 1-е места по русскому языку и математике; команда класса «Умники и умницы» - победители школьного марафона знатоков в 6 играх среди 4-х классов, команда «Учёный кот» - победители 7 районного тура знатоков «Мудрая сова». Учащиеся класса активно участвуют в жизни школы: в 2005 году 8 учеников стали победителями школьной акции «60-летию Победы-60 пятёрок», коллектив класса стал победителем в конкурсе «Класс года-2005» среди начальных классов. В школьной акции « Человек года-2007» учащиеся были номинированы как «Отличник учёбы», «Команда», «Лучший спортсмен», «Капитан команды». В 2008 году класс стал победителем конкурса «Юбилею школы  - 55 отличных отметок». Учащиеся класса являются победителями школьных конкурсов чтецов, из них, Зверева Таня-лауреат школьного конкурса чтецов в номинации «Авторские стихи», Надеева Маша - автор гимна к школьной «Минуте славы» (2007). Принимали участие в конкурсах журнала «Мурзилка»: «Кто ты, сегодняшний читатель?»,  «С юбилеем, Мурзилка», «Сказки гнома Скрипаленка». В 2010 году стали победителями конкурса рисунков по произведениям о  Великой Отечественной войне.

Таким образом, развитие информационно-поисковых и библиографических умений  ребенка, эффективное использование учебной, научно-популярной, справочной литературы, периодических изданий как источника информации на уроках и во внеклассной познавательной деятельности  ведет к развитию  информационной компетентности младшего школьника.

Литература.

1.Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации  // Начальная школа, 2009 №3

2.Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды.// Начальная школа, 2009 №4

3.Рыбкина Е.А. Шаг навстречу книге, или Как приобщить ребенка к чтению.// Начальная школа, 2009 №2

4.Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Детская книга пришла в школу.// Начальная школа, 2009 №1, 2, 5.

5.Соколова Т.Е. Информационная культура школьника. Серия книг.- Самара: «Учебная литература»: «Федоров», 2007.

Категория: Статьи | Добавил: nata (05.05.2011)
Просмотров: 11615 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Georgekery срочно хотят внимания !

2  
TravisVawl срочно хотят внимания !

1  
здравствуйте!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Сайт Базуевой Н.Н.
  • Сайт ЦНМО г.Лысьвы
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz